Поиск по блогу

воскресенье, 1 мая 2011 г.

История Пасхи


История Пасхи
Для многих людей в наше время праздник Пасхи ассоциируется с крашением яиц и с выпечкой. Некоторые вспоминают, что в этот день надо говорить: "Христос Воскрес!" Другие готовятся поминать умерших.
Что Библия говорит о Пасхе? Слово Пасха (евр. "песах", арам. "пасха") в переводе на русский язык означает "прохождение мимо" или "пощада".
Праздник Пасхи своими корнями уходит далеко в прошлое еврейского народа. В те времена, когда они находились в египетском рабстве. Господь произвёл суд над Египтом и вывел Свой народ. Перед началом десятой казни, над Египтом, Господь дал повеление еврейскому народу о празднике Пасхи. Это был величайший из ветхозаветных праздников (Исх. 13:3-16; Втор. 16:1-8 – здесь и далее указаны места Писания). Закон Моисея запрещал во время праздника Пасхи употреблять в пищу квасное (Исх. 13:3; 23:15), поэтому Пасха называлась также "праздником опресноков" (Иез. 45:21; Ин. 12:1).
И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения (Исход 12:21-23).
Этот спасительный, пасхальный агнец является прообразом Иисуса Христа, а кровь агнца на косяках дверей являлась свидетельством того, что чья-то жизнь отдана взамен живущих в этом доме.
Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас (1-е Коринфянам 5:7).
Пасха является светлым праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа из мёртвых. Праздник Воскресения Христова носит ветхозаветное название "Пасха" не только потому, что Воскресение Иисуса хронологически совпало с иудейской Пасхой, но, прежде всего, из-за того, что спасение евреев от египетского рабства является для Христианской веры прообразом спасения людей от рабства греху и смерти.
Воскресение Христово – суть христианской веры. "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша", – обращается к христианам апостол Павел. Однажды он проповедовал в Афинах. Жители города, с древних времён славившиеся своим любопытством ко всему новому, казалось, готовы были слушать Павла… Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Иисуса Христа.
Афиняне с интересом слушали апостола Павла до тех пор, пока он не начал говорить о воскресении Иисуса Христа. Услышав об этом невероятном факте, они стали расходиться, с сарказмом бросив Павлу: "Мы послушаем тебя в следующий раз". Рассказ о воскресении Иисуса Христа показался им нелепостью.
Но в проповеди Павла главным было именно то, что Христос воскрес из мёртвых! Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он привёл к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом неоспоримым и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения. "Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним! (1 Фес. 4:14).
Христос воскрес на второй день после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства смерти. "Слово "Пасха", – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает "прехождение". Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам "власть быть чадами Божиими"" (Ин. 1:12).
Значение воскресения Иисуса Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников – Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.
Иисус Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Господь приветствовал всех словом: "Радуйтесь!". Смерти больше нет.
Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали "Евангелием" – благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: "Христос воскрес!", и она же отзывается в нём главными словами его жизни: "Воистину воскрес!"
Господь умер за твои грехи и воскрес для твоего оправдания. Ты можешь пережить воскресение, приняв всем своим сердцем Иисуса Христа своим личным Спасителем и Господом.
Сегодня тот день, когда Бог приглашает тебя познакомиться с Ним лично и иметь жизнь, наполненную настоящей радостью и глубоким смыслом.
Если ты принял решение отдать свою жизнь Господу, то помолись этой молитвой:
"Иисус, я прихожу к тебе таким, каков я есть. Я верю, что Ты умер за мои грехи и воскрес из мёртвых для того, чтобы дать мне вечную жизнь. Благодарю Тебя за то, что Ты спас меня и воскресил к новой жизни. Будь моим Господом. Благодарю Тебя за то, что Ты дал мне возможность стать дитём Божьим через веру в Тебя".
История пасхи
Новозаветная Пасха - Светлое Христово Воскресенье - как главное событие в духовной жизни христианина получила название Праздник праздников, царь дней или Велик день. Пасха является также самым первым христианским праздником.
История Пасхи своими корнями уходит в глубокую древность. Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее - с уходом евреев из Египта. Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа.
На первом Вселенском соборе Христианских церквей в Никее (325 г.) было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского. Постановлением этого же собора Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник "кочует" во времени и выпадает каждый год на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю.
Придя на Русь из Византии, христианство принесло и ритуал празднования Пасхи. Всю неделю, предшествующую этому дню, принято называть Великой, или Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг - как день духовного очищения, принятия таинства, Страстная Пятница - как еще одно напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая Суббота - день печали, и наконец, Светлое Воскресение Христово.
У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют "чистым", причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца.
В этот день убирали в избе, все мыли и чистили. На Севере и в Средней полосе России было принято собирать и сжигать ветви можжевельника, для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал человека и "животинку" от нечисти и болезней. Бытовало также поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти. Еще один обычай - освящать соль и в ночь под Четверг ставить на стол с хлебом.
Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. С Четверга готовили пасху, пекли куличиблины и оладьи, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца.
В Чистый же четверг варили овсяный кисель для "ублажения" мороза. Кое-где его хранили до воскресенья, а на Пасху его ели даже раньше кулича. К праздничному столу готовили много снеди, запекали барашка, окорок, жарили телятину. Горячие блюда и рыбу к Пасхальному столу не подавали.
Пасхальный стол отличался от праздничного великолепием, был вкусным, обильны и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней истекшего поста. Куличи и пасхи украшали самодельными цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательнейшим занятием. Дети и взрослые вырезали цветы из яркой цветной бумаги, ими же украшали стол, иконы, дом. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры и светильники.
Кроме того, обрядовые пасхальные блюда связаны с ритуальной символикой урожая. К примеру, остатки освященных в Церкви яиц, пирогов и мясных блюд (кости) закапывали в поле. Одно пасхальное яйцо сохраняли до начала сева. Его брали с собой идя первый раз сеять, чтобы урожая был богатым
Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных. В деревнях был обычай вечером, с наступлением сумерек, играть на скрипке. Скрипач или несколько скрипачей ходили по деревням, под окнами каждого дома играли в честь Воскресения Христова, в ответ хозяин с хозяйкою угощали чаркой и одаривали пасхальными яйцами, а иногда и деньгами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения